Характерные особенности

    * Одномачтовое судно, оснащенное в основном косыми парусами; однако его топсель и нижний парус - прямые;
    * Благодаря продольной оснастке, шлюп идет гораздо круче к ветру, по сравнению с судами, несущими прямые паруса;
    * Парусная оснастка шлюпа довольно простая, поэтому управлять им может и немногочисленный экипаж.

Использование в игре    |    наверх

Большинство капитанов подтвердят вам, что шлюп – одно из лучших судов, когда-либо созданных человеком. Красивый, быстрый, маневренный, обладающий мелкой осадкой, сравнительно простым парусным оснащением и замечательным вооружением, шлюп может прекрасно справиться практически с любым заданием. Несмотря на его небольшой размер, можно смело сказать, что шлюп – действительно «на все руки мастер» ("jack of all trades").

Торговцы, особенно те, кто имеет дело с «особым» грузом, любят шлюпы за их быстроходность и мелкую осадку. Они (шлюпы) с легкостью могут пройти напрямик через отмели и рифы, а их оружия достаточно для того, чтобы оказать достойное сопротивление неприятелю. Кроме того, со шлюпом под силу управиться и немногочисленному экипажу.

Пиратов и каперов привлекает продольная оснастка шлюпов, благодаря которой они могут преследовать более крупные суда с прямыми парусами (а иногда и спасаться от них). И хоть вооружение этого судна довольно «средненькое», разбойники разных мастей любят шлюп за то, что он может вплотную подойти к «жертве» и дать возможность кровожадным морякам высадиться на ее палубы.

Военно-морские флоты на удивление быстро полюбили шлюпы и незамедлительно стали использовать их в качестве дозорных кораблей (пикетчиков), разведчиков, вспомогательных судов эскадр, а также часто отправляли с ними срочные донесения или переправляли ни их борту пассажиров. После того, как морские офицеры и работники служб береговой охраны поняли, что шлюпы – излюбленные суда пиратов и контрабандистов, они немного переделали эти корабли. Так появился военный родственник шлюпа – тендер (Cutter). Он был специально построен для «охоты» на пиратов и контрабандистов. В конце концов, если военно-морской флот использует точно такие же суда, как и пираты, значит, нет такого места, где бы пиратские корабли могли укрыться от преследования военных капитанов.

В Карибском бассейне британский военный флот прибегает к помощи шлюпов не так часто, как другие морские державы, предпочитая использовать в серьезных сражениях более «родные» ему тендеры (Cutter).

Тактические приемы

Несмотря на то, что вооружение простого шлюпа гораздо скромнее, чем у военного, все-таки это небольшое судно довольно выносливо и способно дать достойный отпор. Боевые возможности шлюпа целиком зависят от его снаряжения и численности его экипажа. Если шлюп выступает в роли военного корабля, ему просто необходим опытный и многочисленный экипаж. Под управлением умелого капитана шлюп способен наносить ничего не подозревающим врагам молниеносные удары. Также ему прекрасно удается помогать эскадрам, состоящим из больших кораблей, – вначале сталкивая более крупный неприятельский корабль со своим «старшим» товарищем, а затем захватывая ослабленного врага.

Несомненно, одно из самых больших преимуществ шлюпа в сражении – его продольная оснастка, быстроходность, маневренность и мелкая осадка. Благодаря косым парусам он может идти гораздо круче к ветру, чем более крупное судно с прямыми парусами; однако, скорость шлюпа снижается, если он плывет по ветру. Опытные капитаны стараются встать приблизительно между ветром и своей целью. Тогда неприятельскому кораблю не остается ничего другого, как идти прямо на опасные отмели ближайшего рифа.

На самом деле, шлюп вовсе не «орудийная площадка». На нем можно установить всего лишь несколько легких пушек, хотя, при умелом использовании, и они станут достаточно грозным оружием. Но не забывайте, что изначально шлюп вовсе не предназначен для того, чтобы топить другие корабли. Обычно, во время сражения с помощью шлюпа можно брать на абордаж неприятельские суда и захватывать их: зарядите свои пушки картечью и прямо перед тем, как высадиться на его палубу, дайте бортовой залп по вражескому кораблю; так вы нанесете повреждения многим членам экипажа противника и «расчистите палубы». А поливая врага крупной картечью из своих вращающихся пушек, вы приведете его в полное замешательство и повредите неприятельское судно. Независимо от того, в какой роли выступает шлюп, «хищника» или «жертвы», лучшая тактика для него – сражаться один на один с вражеским кораблем. Торговое судно с немногочисленным экипажем должно сосредоточить свои силы на том, чтобы не подпустить близко неприятеля; в этом случае очень эффективно стрелять по экипажу противника. Также с помощью четких, метких выстрелов можно привести в негодность паруса и оснастку вражеского корабля, лишая его возможности преследовать вас. Разумеется, со своей стороны, пираты и каперы будут придерживаться тех же тактических приемов. Их основная цель – взять ваш корабль на абордаж, поэтому, чем больше людей из вашего экипажа погибнет, тем легче будет им захватить судно.

В любом случае, большинство преимуществ шлюпа – следствие его подвижности. Однако, одномачтовый шлюп очень уязвим, и одним-единственным метким выстрелом можно вывести его из строя. Во время сражения капитанам шлюпов следует максимально использовать высокую маневренность своих кораблей, чтобы не попасть под смертельный град пушечных выстрелов. Ко всему прочему, опытные капитаны обычно возят с собой «про запас» комплект рангоутов и парусов – так, на всякий случай.