корабль
бриг
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22008-04-18 23:04:50
стория брига, небольшого двухмачтового судна, длина и увлекательна. Его происхождение довольно туманно, что характерно и для его ближайших родственников – сноу (шнявы) (snow), бижландера (bijlander) и бригантины (brigantine) и, вероятно, является результатом частых изменений, свойственных морской терминологии XVII века. Многие бриги участвовали в героических сражениях и прославились своей отвагой; некоторые из них сыграли ключевую роль в морских боях, особенно в период Американской революции.
Современное определение брига довольно простое и четкое: двухмачтовое судно, обладающее косым грот-парусом, прямыми топселями, фок-мачта которого несет прямые паруса. Оно довольно сильно отличается от описания нынешней бригантины – судна с похожей парусной оснасткой. Однако на бригантине устанавливается косой топсель, а время от времени и прямая брам-стеньга на грот-мачте. Прекрасный и аккуратный… но он стал таким только где-то с 1750 годов.
Вплоть до 1750 года термины «бриг» (brig) и «бригантина» (brigantine) были взаимозаменяемыми, и фактически, название бриг – просто укороченная версия бригантины. Классический бриг был оснащен гафельным грот-парусом, на более ранних моделях грот-мачта часто несла гафельные, латинские или люггерные паруса. Иногда на такие бриги устанавливали прямые топсели, хотя чаще всего грот-мачта несла люггерные паруса. Однако, благодаря своим мореходным качествам, бригантина постепенно становилась самостоятельным судном.
Корабли с похожим парусным вооружение стали называться судами с оснасткой, по типу «сноу» (snow rig). Сноу, получили свое название от слова, обозначавшего вытянутый нос, – «snau». От классических бригов они отличались только тем, что их косой грот-парус (известный как трисель (trysail)) крепился ко второй мачте под названием «трисельная мачта» (trysail mast), расположенной сразу же за грот-мачтой. Часто сноу несли и прямой грот-парус, что делало их очень похожими на первые голландские прибрежные корабли – двухмачтовые крейеры (kreyer), оснащенные прямыми парусами, и рыболовные суда. Но, хотя между сноу и бригом трудно провести четкую границу, у бригов было одно отличие: их грот-парус наклонялся к лееру («horse»), прочному канату, который выполнял ту же функцию, что и трисельная мачта.
Еще один корабль похожего типа, относящийся к тому же времени – это бижландер или бай-лендер (by-lander), как его иногда называли. Это судно несло прямые паруса на фок-мачте, а на грот-мачте – люггерные паруса и прямые топсели. Бижландеры отличались от бригов только своими крошечными размерами и более мелкой осадкой. В основном их использовали как суда для береговой торговли; на самом деле, они мало подходили для чего-то другого.
Вероятнее всего, все вышеперечисленные суда берут начало от различных двухмачтовых прибрежных кораблей, которые приблизительно в начале XVII века были повсеместно распространены в северных водах; к сожалению, более точная информация об их происхождении утеряна. Но зато нам хорошо известны их многочисленные славные подвиги.
Бриги начинали как совершенно обычные торговые суда, однако были легко узнаваемыми. Когда началась первая Англо-голландская война (1652 – 1654 гг.), бриги, наравне с кечами, стали играть роль тендеров для военных кораблей; как правило, они были невооружены и в большинстве случаев служили посыльными (почтовыми) судами. Голландский корабль под названием Castricum («Кастрикум»), на котором в 1643 году Мартин Герритцун де Вриз (Maarten Gerritszoon de Vries) впервые достиг японского острова Хоккайдо и нанес его на карту, вероятнее всего был именно бригом. Но первая запись, в корой бриг упоминается в связи с исследовательской экспедицией, относится к 1741 году. Речь идет о судне, на котором датский капитан Витус Ионссен Беринг (Vitus Jonssen Bering) во главе экспедиции отправился на поиски пути к северо-западному побережью Америки. Помимо этого он мечтал отыскать мифическую «Землю Гамы» («Land of Gama»), цепочку островов, расположенных где-то между Курилами и Калифорнией, на которых, если верить легенде, можно найти несметные сокровища.
До этого года Беринг и его заместитель, Алексей Ильич Чириков, уже совершали совместные плавания по Берингову морю (как оно называется в настоящее время) в 1728 и 1732 годах, пытаясь разыскать морской путь северную Америку – или доказать, что Северная Америка и Азия соединены сушей. Для их третьей экспедиции было построено два корабля, представлявшие собой 80-тифутовые бриги. Один из них получил название «Святой апостол Павел», а второй – «Святой апостол Петр», которыми командовали Беренг и Чириков соответственно. В самом начале путешествия в результате сильнейшего шторма корабли потеряли друг друга. Каждый из них, по отдельности, достиг берегов Аляски, но Чириков продолжил путь на север, а Беринг отправился вдоль южного побережья. Для Беринга это плавание оказалось роковым. «Петр» повернул обратно к материку, а «Павел» в ноябре потерпел крушение у Командорских островов (Commodore Islands). Там, под пронизывающим арктическим ветром, от цинги умер не только сам Беринг, но и еще 18 человек из его экипажа. Когда наступила весна, выжившие моряки построили импровизированный барк и на нем вернулись в Россию, привезя с собой заметки Беринга, посвященные путешествию. В них, среди прочего, он с грустью подтверждал тот факт, что «остров сокровищ», который пытаются отыскать мореплаватели еще со времен Колубма, не более, чем красивый миф.
Наверное, еще большую известность, чем «Святой апостол Павел», получило британское судно, бриг его Величества HM Brig «Supply» («Ресурс»). Этот корабль был спущен на воду в 1759 году, и вначале на нем не было ни одной пушки – т.е. он представлял собой совершенно обычное судно, как и любой другой бриг. Однако, в 1786 году его переделали в вооруженный тендер, и, как часть «Передовой флотилии» («First Fleet»), оснастили должным образом. Корабли, входящие в состав этой флотилии, должны были доставить английских преступников к берегам заново открытой Австралии. Поскольку «Supply» был быстроходным судном, он подошел к Ботэнибей (Botany Bay – бухта, служившая местом каторги, ссылки) уже 18 января 1788 года, на день раньше всех остальных кораблей, – и таким образом заслужил славу корабля, «с которого началась Австралия».
Можно сказать, что бриги далеки от «гражданских» судов. Бриги, обладавшие многими чертами, свойственными кечам, в первой половине XVIII века по праву стали самостоятельными военными кораблями. Многие из них относились к классу шлюпов, и ими управляли младшие офицеры в звании «штурман и командующий» (Master-and-Commander). Молодой Континентальный флот (Continental Navy) 1776 года отнесся к бригам серьезно и, пока строились новые фрегаты, часто использовал их.
Среди самых известных судов этого типа надо отметить и американский бриг «Lexington» («Лексингтон»). Этот корабль, первоначально носивший название «Wild Duck» («Дикая утка»), в феврале 1776 года был приобретен Комитетом по безопасности Мэриленда (Maryland Committee of Safety) в Сент Естетиусе (St. Eustatius). Загрузив это судно порохом, его сразу же отправили в Филадельфию. К 6 апреля этому кораблю, находившемуся в ведении морской службы и направлявшемуся в Лексингтон под управлением капитана Джона Берри (John Barry), удалось прорвать блокаду англичан в Делавэре и доставить свой ценный груз по назначению. На следующий день «Lexington» вступил в бой с британским шлюпом «Edward» («Эдвард»). После ожесточенного сражения, длившегося около часа, в конце концов «Edward» сдался, и вошел в историю Америки как первое британское судно, захваченное Американским военным кораблем.